С 15-19 ноября

Урок 1

  1. Как по-вашему, что такое жизнь?
  2. Почему жизнь дна не только человеку, но и всему тому, что нас оуркжает?
  3. И почему человек не живет вечно?
  4. Текст для чтения и обсуждения:

Когда-то один древний китайский философ сказал, что молодое деревце легко гнётся от ветра и не ломается во время сильной бури. А вот большое дерево, куда более крепкое, не гнётся, но буря его может сломать. И все невзгоды, все бури, каждый прожитый год бережно хранят древесные кольца.

Я часто сравниваю себя с таким деревом: внутри меня такие же кольца — мои прожитые годы. Я тоже, как дерево, храню в себе слои отжитого: где-то в самой глубине ясные, чёткие круги детства, а дальше, нарастая и нарастая, откладывалась юность, зрелость, круг за кругом, делая меня крепче, избавляя от слабости, податливости и в то же время делая всё более уязвимым и сухим. Смешное детство! Оно вписалось в мою жизнь далёким неверным маревом, раскрашивая будущее яркими мечтательными мазками. Каждый новый круг обнимает всё прошлое, расходится вширь; кажется, и жизнь расширяется, захватывая всё новые пространства. Каждый круг будто волна, которая разбегается во все стороны, всё дальше от сердцевины, от моей человеческой сути.

Только в отличие от дерева отпечатки лет не сохранились с такой чёткостью, годы слились, иные и вовсе стали неразличимы. А потому жизнь дерева кажется мне завидно цельной: каждый год неукоснительно менялась листва, наращивалось новое кольцо ствола — немножко толще, немножко тоньше, — но и корни, и листва делали своё дело, и дело это откладывалось зримым слоем. В дереве не было впустую прожитых лет. Все эти годы, что я шагал по свету, мечтал, воевал, ссорился, кому-то завидовал, ревновал, искал славы, отчаивался, ленился, писал не то, что хотел, — оно неустанно изготавливало из солнца кислород, листву, древесину. Оно тоже страдало от жары, от жучков, от ранних морозов, но оно никогда не отчаивалось, не совершало ошибки.

Кольца моей жизни — рассказ о прошлом. Кольца — это автобиография человека. Я разглядываю этот срез, словно картину, испытывая смутную тоску по своей жизни, далёкой от такой же ясности, от простых и тихих радостей земли. Мне уже невозможно дойти до такого совершенства. Как же прожить жизнь, чтобы не жалеть о сделанных ошибках, чтобы сохранить себя, выстоять в невзгодах и испытаниях? По-моему, стоит вспомнить знаменитые строки Фета: «Учись у них — у дуба и берёзы…»

Вопросы к тексту:

  1. Автор сравнивает жизнь человека и жизни дерева, но дерево, в отличие от человека, несмотря на переносимые страдания и трудности, никогда не отчаивается, не ошибается, не сожалеет об упущенных возможностях или сделанных ошибках.

А как вы думаете, нужно ли сожалеть о совершенных в жизни ошибках?

  1. Человек может потерять время, упустить недели, месяцы, а иногда и годы. Как исправить такую ситуацию, чтобы потом не приходилось сожалеть и мучаться?
  2. Один русский писатель сказал : «Самое дорогое у человека -это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы”. Как вы можете прокомментировать данную цитату?
  3. Совет-вывод:

Если вчерашний день был потерян из-за какой-то ошибки, то не потеряйте сегодняшний, вспоминая об этом.

Прокомментировать высказывания

Цитаты про время со смыслом

  • Прошлое – призрак, будущее – мечта, и все, что у нас есть, – это настоящее. …
  • Лучше поздно, чем никогда. …
  • Я никогда не думаю о будущем: оно и так наступает достаточно быстро …
  • Жизнь коротка, но годы продолжительны. …
  • Я долго впустую тратил время, и теперь время впустую тратит меня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *